+375 29 853-40-17

info@zapraudu.info

Сергей Возняк: Ленин в Украине отвечает за Путина

Борьба в Украине из стен парламента и киевского Майдана постепенно перебирается в регионы. Причем перебирается посредством «памятниковой войны». Один за одним каменно-гранитные Ильичи свергаются с постаментов. О европейскости действий нынешней власти и праве жителей регионов на свои ценности и ориентиры журналисты  поговорили с одним из руководителей гражданской кампании «Говори правду», активистом партии «Справедливый мир» Сергеем Возняком.

prauda01280211_0

– Я думаю, что жители поселка, города, страны вправе сами решать, какие памятники должны стоять на территории, где они живут. Если бы я был жителем Украины, то выступил бы против сноса памятников Ленину, потому что, насколько я знаю и понимаю историю, Украина получила свою независимость, сформировалась как государство чуть менее ста лет назад, благодаря именно ленинской национальной политике. Поэтому, думаю, у украинцев есть основания почитать Ленина. Хотя бы почитать так, как это делают финны. Ведь именно благодаря Ленину Финляндия получила свою независимость.

Безусловно, в украинском обществе сегодня нет согласия по поводу того, нужны ли памятники Ленину. Однако провозглашенный «революцией достоинства» курс на европейскость как-то диссонирует с тем, что происходит.

– По большой части, этим занимается не власть, а толпа. Ведь в том же Харькове городские власти заявили, что они восстановят свергнутый памятник. Поэтому я не стал бы всех, как говорится, под одну гребенку… Конечно, те представители власти, которые потакают таким действия толпы, нарушают европейские стандарты демократии. Есть процедура. Одно дело, когда я беру кувалду и иду крушить то, что мне не мило, и совсем другое – когда орган местной власти принимает решение о сносе того или иного памятника. Я считаю, что только так и может быть. Я Ленину симпатизирую, хоть и не идеализирую его. Но еще раз хочу подчеркнуть: если большинство жителей того или иного города считает, что памятник Ленину надо демонтировать, – это их право. В конце концов, им жить в этом городе, им ходить возле этого памятника. По Ленину: демократия – есть насилие большинства над меньшинством. Поэтому, если ты хочешь, чтобы этот памятник был – ходи и убеждай своих соседей, друзей, знакомых, сослуживцев, что данная фигура достойна, чтобы быть увековеченной в виде памятника.

Но почему тогда так происходит? Почему каменный Ленин стал врагом №1 для украинцев?

– Если говорить о происходящих процессах в Украине, думаю, что Ленин сегодня отвечает за политику Путина. По-моему, люди выступают не столько против конкретно Ленина, сколько против любых символов российской агрессии, против путинской политики в отношении Украины. Не исключаю, что после Ленина определенные украинские граждане «возьмутся» за Пушкина, Лермонтова, за все, что связано с Россией. Честно говоря, у меня все это вызывает сожаление, поскольку российская культура очень велика и значительна…

Сергей, вы говорите сейчас, как российские либералы, которые во всем, что сейчас творится в Украине (не только на Востоке), обвиняют Путина. Но первый памятник Ленину слетел с постамента в Киеве, когда о победе революции даже не мечтали…

– Повторюсь: в Украине есть люди, которые борются с Лениным как с Лениным, то есть борются с той идеологией, лицом которой он является. А есть часть людей, которая борется с Ленином как с символом России. А поскольку в Украине сейчас наблюдается всплеск антироссийских настроений, то снос памятников советской эпохи вполне ожидаем.

Кроме «памятниковой войны» мы видим желание новых властей избавиться и от неугодных партий. В частности, на грани запрета находится Коммунистическая партия Украины. А как же еще одна из общеевропейских ценностей – право людей на свободу ассоциаций?

– Надо разделять понятия: партия и идеология. Под запрет не может попасть идеология. Партию можно запретить, если в суде будет доказано, что она занималась антигосударственной деятельностью. Например, выступала против территориальной целостности страны. Я не думаю, что та же Коммунистическая партия Украины занималась такой деятельностью. Отдельные ее члены такую работу, несомненно, вели. Но партия не отвечает за действия своих отдельных членов. В идеале в суде должна быть доказана причастность самой партии к сепаратизму, то есть, к примеру, если ЦК КПУ принял решение об одобрении присоединения Крыма к России, об одобрении так называемой Новороссии… Но, насколько мне известно, таких решений нет. Однако, думаю, что заявления отдельных политических персонажей «пришьют» к деятельности всей партии, и она будет запрещена. А вот это плохо. Это не по-европейски.

Некоторые политики заявляют, что коммунистическая идеология должна быть запрещена как преступная, что прошло уже много различных трибуналов, которые этот приговор подтвердили.

– Международных решений по коммунизму не было. Нюрнбергский трибунал, признавший фашизм преступной идеологией, был, он легитимирован во всем мире. Но если я, к примеру, в компании друзей возьму и осужу какую-то идеологию, то это будет лишь мое личное мнение, ничего общего не имеющее с международным правом. С фашистской идеологией совершенно другая ситуация. Нюрнбергский процесс признан во всем мире, признан ООН. Суда над коммунизмом, который бы признало международное сообщество, не было. Поэтому не надо выдавать желаемое за действительное.

А если у нас произойдет такая революция, как в Украине?

– Любые партии, придя к власти, могут скатиться с позиций демократии на позиции тоталитаризма, но это будет проблема этих партий. Что касается Украины, то там и Партия регионов, и Компартия сами подставились, когда отдельные их члены открыто, с оружием в руках выступили на стороне сепаратистов, против территориальной целостности страны.

Возвращаясь к памятникам: как думаете, надо ли их вообще ставить?

– Ничего плохого в памятниках не вижу. Но, считаю, что они должны воздвигаться по прошествии какого-то времени. Не знаю, через сколько – через 10, 50 лет… И если в обществе спустя столько время будет консенсус, то почему бы и нет. Но когда человек сегодня умер, а завтра уже меняют название городов-сел – это, считаю, неправильно. Поэтому, резюмируя все выше сказанное, скажу: такие процедуры – строительство и демонтаж памятников – должны быть строго регламентированы законом, и никто не имеет права этот закон нарушать. По крайней мере, пока не появится новый.

 «Беларусский журнал»

Фото: bymedia.net

6 октября 2014

Коментарии

Добавить комментарий

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

 
А также…
«Апазіцыя павінна прадстаўляць грамадства!» Андрэй Дзмітрыеў абмяркоўвае пасланне Аляксандра Лукашэнкі